Первая международная научно-практическая конференция «Электроакустическая композиция. Теория. История. Практика»

С 21 по 23 ноября 2022 года в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского проходила Первая международная научно-практическая конференция «Электроакустическая композиция. Теория. История. Практика», собравшая участников из России, США, Германии, Италии, Франции, Бразилии, то есть из всех тех стран, где в 1950-е годы возникали первые экспериментальные центры электроакустической музыки.

Организатором конференции выступил Научно-творческий Центр электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ / ceammc) при поддержке головной организации. Данный центр основан в 2006 году Игорем Леонидовичем Кефалиди, композитором, пианистом, членом Союза композиторов России и многих международных ассоциаций электроакустической музыки. Хотя, на самом деле предыстория этого центра своими корнями уходит в 1920-е годы. Дело в том, что его можно считать правоприемником почти непрерывной цепочки научно-исследовательских учреждений: Государственного института музыкальной науки (ГИМН), затем Научно-исследовательского музыкального института (НИМИ), лаборатории акустики при Московской консерватории и, наконец, Термен-центра, который также функционировал в стенах консерватории с 1992 по 2011 годы.

Осенью 2022 года в оргкомитет было подано 45 заявок, из которых для участия в конференции было отобрано 34. Спикеры выступали очно и дистанционно в течение этих трёх увлекательных дней в мультимедийном зале ЦЭАМ. Событие оказалось достаточно насыщенным по содержанию, ведь ежедневно доклады и обсуждения проходили по 5 – 6 часов.

В смысловой преамбуле конференции сказано: «Электроакустическая музыка – это многоплановое явление, граничащее со многими областями современного искусства. Этим обусловлены одновременно и сложность, и привлекательность ее как предмета исследования. С одной стороны, использование электронных средств и компьютера – это огромный и малоисследованный мир для композитора, в котором чуть ли не ежедневно происходят открытия. С другой стороны, постоянно растущее многообразие возможных проявлений электроакустики – большая проблема для того, кто пытается теоретически осмыслить ее на сколько-нибудь фундаментальном уровне». Организаторами были заявлены следующие направления тем, вполне отражающие сложность и неоднозначность феномена электроакустической музыки:

–   теория и история электронной, электроакустической и компьютерной музыки;

–   искусство звука, саунд-арт, современное искусство и их взаимосвязь с электроакустической и мультимедийной композицией;

–   педагогика в сфере электроакустической музыки;

–   алгоритмическая композиция и новые композиторские техники в сфере компьютерной музыки;

–   программирование в композиторском творчестве;

–   мультимедиа в композиторском творчестве;

–   новые программно-технические разработки в сфере электроакустической музыки;

–   нотация электронной и электроакустической музыки.

Открыл конференцию проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Константин Владимирович Зенкин, который отметил значимую роль Центра электроакустической музыки в структуре Московской консерватории, а также важность всего направления для современной музыкальной культуры. По его словам, современная электроакустическая музыка является началом совершенно новой звуковой культуры. Какой именно нам даже трудно сейчас представить, поскольку мы мыслим поневоле традиционными музыкальными категориями, и какие горизонты дальнейшего развития будут открываться дальше, мы даже не можем себе вообразить. Здесь могут быть совершенно иные формы существования музыки. И тут, конечно, обилие технических возможностей предъявляет особенно высокие требования к творческому сознанию, поскольку средства не могут заменить собой художественный замысел, инициативу, личность музыканта, его внутреннюю культуру. Важно помнить, что технические средства должны быть разумно подчинены благородным целям. Сегодня необходимо реализовывать творческие и просветительские проекты в области электроакустической музыки, поскольку требуется профессиональное, а не дилетантское освоение новой эстетики, новых методов работы, терминологии, тех же технических средств и т.д.

Наиболее интересные результаты исследований в своих докладах представили А.И. Смирнов, старший научный сотрудник ЦЭАМ (тема доклада: «Спектроморфология: язык для объяснения звуковых форм»); Э.Р. Садыков, старший научный сотрудник ЦЭАМ (Применение геометрической нотации в электроакустической композиции); В.В. Горлинский, преподаватель Московской консерватории, композитор («Использование геометрических идей в композиции»); А.С. Наджаров, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории, композитор («Особенности реализации взаимодействия звука и изображения в мультимедийной композиции»); А. Сеннько, преподаватель направления «саунд-арт и саунд-дизайн» НИУ «ВШЭ» («Алгоритмы спектральных преобразований в создании пространственного звука»); Ф. Канатбаев, студент Московской консерватории («Музыковедческий аппарат в сфере электроакустики») и некоторые другие участники.

Красноярский край и наш Центр кадров культуры на конференции представил Дмитрий Соколовский, заместитель директора по научно-методической деятельности, который выступил в первый день с докладом «Проблема терминологии в области высокотехнологического звукового искусства».

В рамках некоторых докладов отечественные и зарубежные композиторы представили собственные электроакустические композиции. Это были следующие произведения: «Real Hope for the Future» московского композитора Андрея Бундина, «Ways of listening» Алессандро Перини (Италия), «Я слышу, как ты дышишь» Пауло С. Шагаса (США) и Кассии Карраскоза (Бразилия). Участники конференции получили возможность узнать, как создавались эти композиции. В области электроакустики – это наиболее ценный опыт, поскольку здесь далеко не всегда слуховой анализ самой музыки позволяет судить о методах композиторской работы.

Помимо дискуссий, в первые два дня проходили концерты электроакустической музыки, которыми не избалована даже столичная публика. С практической точки зрения это, несомненно, была самая интересная и полезная часть для композиторов и музыкальных теоретиков, наблюдавших за конференцией. 21 ноября состоялся концерт солистов ансамбля «CEAM Artists» Сергея Полтавского (альт), Юлии Мигуновой (виолончель), Марии Корякиной (флейта), Евсевия Зубкова (ударные), Феодосии Мироновой (фортепиано, MIDI-клавиатура). Музыканты исполнили электроакустические сочинения Панайотиса Кокораса «Morphallaxis» для флейты, виолончели, ударных и электроники, Луиджи Чеккарелли «Il contatore di nuvole» для фортепиано, электроники и видео, Алессандро Перини «Three studies for two voices» для двух перформеров, электроники и видео, Маттиаса Кранебиттера «Nihilistic etudes» для фортепиано и электроники, Ильвы Лунд Бергнер «Palabras» для альта и электроники и некоторые другие номера. 22 ноября в зале, где проходила конференция, также состоялся концерт композитора Дмитрия Шубина, на котором автор представил 34-минутное импровизационное сочинение.

Эти концерты наглядно продемонстрировали, насколько глубокими могут быть новые концепции превращения звуковой материи в музыкальный материал. Например, в композиции Алессандро Перини «Three studies for two voices» («Три этюда для двух голосов») двум исполнителям помещают в полость рта миниатюрные излучатели звука (громкоговорители), через которые постоянно воспроизводятся чистые синусоидальные тоны, более сложные периодические сигналы и белый шум. Открывая и закрывая рот, исполнители тем самым запускали звук, как если бы они нажимали на клавишу инструмента. Кроме того, изменяя объём и форму полостей головы, перформеры управляли тембровыми мутациями, подобно тому, как с древних времён это делают исполнители на варгане или мастера горлового пения. Далее звук от одного исполнителя улавливался вокальным микрофоном на сцене и воспроизводился через пространственную систему, а другой исполнитель работал без микрофона. Таким образом, помимо центральной идеи естественной акустической формантной фильтрации искусственного звука человеком, за счёт которой была решена звуковая композиция, здесь внимание слушателя ещё привлекается к взаимодействию звуковых источников в пространстве концертного зала, а также взаимодействию «двух природ звука» – синтезированной / трансформированной и натуральной. Учитывая сложнейшую ритмическую организацию данного сочинения, от исполнительниц требовалась виртуозность и точность ансамблевого взаимодействия. С этой задачей они справились безупречно.

Помимо многих положительных моментов, вместе с тем конференция высветила ряд проблем, которые давно присущи отечественной электроакустической музыке и смежным с ней областям. Мы в очередной раз убедились, сколь невелико сообщество композиторов, звуковых художников, саунд-дизайнеров и кураторов, работающих в нашей стране. Подавляющее большинство участников из России представляли город Москву. Два участника приехали из Санкт-Петербурга и ещё один – из Красноярска, что вызвало искреннее удивление самих организаторов. Это свидетельствует о значительной региональной диспропорции в развитии направления. И действительно, кроме Москвы крупные научно-исследовательские и экспериментально-творческие центры существуют только в Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге. В последние годы Центр электроакустической музыки Московской консерватории активизировал свою деятельность. ЦЭАМ участвует в учебной деятельности консерватории, являясь познавательной базой по освоению новых музыкальных технологий, созданию и реализации проектов в области электроакустической музыки и мультимедиа, сотрудники и резиденты центра проводят просветительские акции в различных городах России. Тем не менее, фундаментальных исследований пока что проводится недостаточно, по-прежнему ощущается острая нехватка отечественных учебников и методических пособий. Кроме того, у ведущего научного центра электроакустической музыки отсутствует полноценный концертный зал. Свои концерты, перформансы и инсталляции ЦЭАМ вынужден проводить в небольшом подвальном помещении, акустика которого была приспособлена для нужд исполняемой здесь музыки за счёт установки 8-канальной пространственной системы звуковоспроизведения. Для обеспечения требования нахождения всех слушательских мест в зоне пространственного эффекта, конечно же, необходимо наличие специального концертного зала, спроектированного с учётом специфических акустических требований и с применением современных методов компьютерного расчёта.

Сегодня, на наш взгляд, настала пора для повсеместного развития инновационных форм звукового искусства (различных направлений электроакустики, электронной музыки, саунд-арта и саунд-дизайна). Для этого первоначально необходимо создать сеть научно-исследовательских центров, в которых насущные вопросы будут поставлены в проблемное поле науки, подвергнуты тщательному всестороннему анализу и будут разрешаться в рамках отдельных направлений деятельности во взаимодействии со специалистами смежных отраслей искусства, науки и промышленности, представителями СМИ и предпринимателями. Необходимо в короткие сроки разрешить проблемы терминологии в области новейшей музыки, сформулировать положения теории синтеза и трансформации звука и, наконец, построить общую теорию электронной музыки, которой пока что не существует. Таких центров должно быть несколько, дабы преодолеть острую региональную диспропорцию в развитии направления. И, конечно же, огромный Красноярский край не может обойтись без такого учреждения, если мы действительно хотим, чтобы наше Красноярье и в XXI веке на долгие годы оставалось «краем высокой культуры», что невозможно без модернизации многих сторон культурной жизни. К этому предрасполагает его стратегическое географическое и экономическое положение на карте нашей страны, наличие многонационального населения, включающего более 150 этносов.

Далее на основании строгих научных результатов деятельности описываемых центров должны быть приняты государственные программы развития направления. В свою очередь, только в соответствии с этими программами могут разрабатываться образовательные стандарты и программы учебных дисциплин. Новые программы для всех видов, уровней и ступеней образовательной системы должны создаваться одновременно. Этого требует принцип преемственности между этими уровнями и ступенями. В противном случае интересующая нас область современного искусства будет по-прежнему развиваться стихийно, разрозненно, без всякой государственной поддержки.

 

 

Дмитрий Всеволодович Соколовский,

заместитель директора по научно-методической деятельности

Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры 

 


Печать   E-mail

Подписаться на новости