Издания 2019 года

Степанова С.А., Матусан Н.П. Роспись по дереву: Методические рекомендации к учебному электронному изданию. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 8 с.

Учебное электронное пособие предназначено преподавателям ИЗО и посвящено росписи по дереву – отрасли декоративно-прикладного искусства, имеющей многовековую историю. Приобщая детей и подростков к культуре русского народа, его традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, педагоги воспитывают у подопечных не только художественный вкус, умение видеть и передавать красоту окружающего мира, но и бережное отношение к своим истокам, любовь к родине.
Авторы видеоматериалов – Степанова Светлана Александровна и Матусан Наталья Петровна – преподаватели Шалинской детской школы искусств с немалым педагогическим стажем. С.А. Степанова – победитель конкурса грантов при поддержке министерства культуры Красноярского края «Лучший преподаватель на селе» (2016), Н.П. Матусан – победитель конкурса в краевой культурно-просветительской акции «Волшебное полотно родного края» (2012). Авторы также являются победителями краевого конкурса методических работ (2017), лауреатами I степени регионального конкурса «Алтай – Золотые горы» (2018), участниками районных и краевых выставок и конкурсов, ежегодных межрегиональных пленэров.

Войтюк С.Б., Шартух А.В. Работа с глиной. Зимний пейзаж: Методические разработки по ИЗО.– Красноярск: КНУЦ, 2019. – 52 с.

В сборнике представлены работы двух преподавателей: Войтюк Светланы Борисовны – ДХШ г. Зеленогорска, и Шартух Анастасии Владимировны – ДХШ г. Канска. В разное время они окончили Красноярский государственный художественный институт. Специализация С.Б. Войтюк – художественная керамика, педагогический стаж – 25 лет. А.В. Шартух преподает рисунок, живопись, станковую композицию, педагогический стаж – 9 лет.
Творческое отношение к профессии – одна из особенностей их деятельности, а работы их учеников – лучшее тому подтверждение.
Пособие адресовано преподавателям детских школ искусств – как начинающим, так и опытным специалистам.

Репертуар юного баяниста: Пьесы и обработки для баяна / Автор-составитель С.С. Одинцов. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 60 с.

Сборник состоит из трёх частей: первая часть включает в себя произведения для готового баяна, вторая часть для готово-выборного баяна, третья часть – ансамбли.
В произведениях присутствует авторская редакция, предусматривающая динамику, смену меха и удобную аппликатуру. Используемый нотный репертуар довольно разнообразен и включает в себя обработки народных песен и танцев, переложения классических и современных композиторов, этюды и ансамбли. Произведения расположены по принципу от простого к сложному с использованием разных видов исполнительской техники и решением сложных художественных задач.
Автор-составитель – Одинцов Сергей Станиславович, преподаватель высшей квалификационной категории с большим опытом работы, творческий, думающий музыкант. При создании сборника он использовал произведения, которые уже прошли апробацию в его классе. Многие пьесы были исполнены его учениками на различных конкурсах и отмечены членами жюри.
Репертуар сборника предназначен для учащихся музыкальных школ младших и старших классов с разным уровнем подготовки., также эта работа будет интересна для молодых начинающих преподавателей.

Ветрова Н.Н. Программа учебного предмета ПО. 01. УП. 04 «Пленэр»: Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество». Предметная область ПО. 01. «Художественное творчество». – КНУЦ: Красноярск, 2019. – 48 с.

Программа разработана преподавателем основных дисциплин Енисейской детской художественной школы им. Н.Ф. Дорогова Ветровой Н.Н.
Надежда Николаевна – выпускница художественно-графического отделения Енисейского педагогического училища, а также отделении изобразительного искусства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Увлекается живописью, любимый жанр – пейзаж. Является членом народного объединения художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства «Енисей» г. Енисейска; активным участником городских и краевых выставок, краевых пленэров и региональных семинаров.
Программа, разработанная Н.Н Ветровой, стала одним из призеров краевого конкурса методических работ 2017 года, адресована преподавателям ДХШ.

Непрерывное образование в сфере культуры № 16/2019

Сборник научно-методических работ

Конуркина Н.Н. Музыкальные мгновения. Пьесы для фортепиано: учеб.-метод. пособие. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 64 с.

Сборник состоит из двух циклов, в каждый из которых включено по восемь пьес для фортепиано. Автор – Наталья Николаевна Конуркина, преподаватель по классу фортепиано Лесосибирской ДМШ № 1 им. А.Е. Бочкина – сочинила их прежде всего для своих учеников, а теперь, благодаря изданию, они стали доступны и другим педагогам и их воспитанникам.

При написании пьес для детей автор использовала большой личный педагогический и исполнительский опыт. В сборник включены программные пьесы, яркие по образному содержанию, разные по характеру, жанрам и уровню сложности. Всё это способствует развитию у учащихся эмоционального отклика на музыку, фантазии, звукотворчества, навыков игры на фортепиано: кантилены, полифонии, различных типов фактуры, разных видов мелкой и крупной техники, ритма и координации (используются гаммаобразные пассажи, двойные ноты, октавы, аккорды, репетиции, сложные ритмы, скачки).

В сборнике можно найти стилистические черты музыки разных эпох.
Каждая пьеса сопровождается методическими указаниями (ремарками) и небольшими стихотворениями: с той целью, чтобы ввести учащихся в круг чувств и образов фортепианных миниатюр, увлечь юных пианистов музыкой, приобщить к творчеству, расширить кругозор. Автором даются конкретные советы, как можно использовать материал пособия на практике; какие задачи необходимо решать при изучении танцевальной, полифонической, кантиленной музыки.

Система музыкального образования: учебно-справочное пособие / Автор-составитель А.К. Шаяхметова. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 109 с.

Автором-составителем пособия является А.К. Шаяхметова, доцент кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского, кандидат искусствоведения.

Достоинство этого издания заключается в оригинальности структурирования материала: все главы содержат определения основных понятий, многие из них сопровождаются схемами и таблицами, наглядными примерами. Ключевые слова, понятия выделены в тексте, что облегчает восприятие материала. Подробно рассматривается содержание музыкального воспитания, приводится исторический ракурс по созданию трехуровневой непрерывной системы музыкального образования в России.

Пособие будет полезно начинающим преподавателям детских музыкальных школ, студентам колледжей искусств и вузов.

О.В. Сафронова. Практическое освоение фактуры в курсе гармонии на материале классической музыки: учеб.-метод. пособие. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 145 с.

Учебно-методическое пособие содержит практические задания на материале произведений зарубежных и отечественных композиторов XVII – начала XX века. Автор-составитель – Сафронова Ольга Викторовна, преподаватель Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича – предлагает в своем новом сборнике разнообразные виды работы с исходным материалом, призванные сделать увлекательным и творческим освоение классических гармонических и фактурных средств.
Пособие предназначено для студентов теоретического и фортепианного отделений музыкальных училищ, колледжей искусств и учащихся старших классов ДШИ и ДМШ. В высших учебных заведениях в системе музыкального образования задания могут быть использованы в курсах гармонии у музыковедов, композиторов, студентов исполнительских специальностей, а также при изучении методики преподавания теоретических дисциплин студентами теоретико-композиторских факультетов.

История театра и материальной культуры: Рабочая программа для специальности 54.02.05 Живопись по видам. Вид «Театрально-декорационная живопись / Сост. Бахова Н.А. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 63 с.

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 54.02.05 Живопись (по видам). Вид «Театрально-декорационная живопись». Разработала программу Н.А. Бахова, преподаватель Красноярского художественного училища (техникума) им. В.И. Сурикова. Рабочая программа представляет собой проект полноценного и всестороннего рассмотрения истории театральной культуры. Актуальность данного пособия определяется отсутствием подобных изданий в современном образовательном пространстве в Красноярском крае.
В программе отражены все ключевые этапы становления и развития европейского, русского и восточного театра. Присутствует региональный компонент и сделан акцент на развитии театрального искусства в Красноярском крае. Достоинством программы является также тот факт, что исследование театральной культуры в образовательном процессе предполагает глубокое изучение материальной основы театрального искусства – архитектуры сценических пространств, особенностей создания и использования декораций и костюмов в театральном деле, а также принципов актерской игры.
Пособие предназначено для преподавателей старших классов ДХШ, художественных училищ (техникумов) и студентов.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля: Учебно-методическое пособие: Русская и зарубежная музыка для женского ансамбля / Сост. О.В. Андронова. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 97 с.

Содержание учебно-методического пособия отражает многообразие функций и задач, направленных на эффективность профессиональной деятельности преподавателей детских школ искусств, подготовки студентов средних и высших образовательных учреждений. Учебный материал хрестоматии тщательно отобран в соответствии с задачами курса «Вокальный ансамбль», скомпонован в три раздела сообразно стилистике и жанровой направленности произведений, содержит наряду с широко известными произведениями ранее не издававшиеся, но успешно прошедшие проверку в педагогической и концертной практике.
В первом разделе представлены произведения композиторов эпохи Возрождения – Дж.Д. де Нолы, А. Габриели, а также Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта; во втором – переложения романсов русских композиторов-классиков – М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова; в третий раздел вошли произведения отечественных композиторов-песенников советского периода и последующего времени (XX – начало XXI в.) – И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Г. Гладкова, Г. Портнова, В. Мусса и других.
Пособие предназначено для преподавателей детских школ искусств, обучающихся средних и высших образовательных учреждений. Также может быть использовано руководителями любительских вокальных и хоровых коллективов, детских хоровых студий и других.

Зелёный В.П. «...И домры серебристый звук»: Сборник научно-методических статей. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 77 с.

Сборник научно-методических статей «...И домры серебристый звук» Виктора Павловича Зелёного, профессора Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, заслуженного артиста России, включает статьи, написанные автором в течение 40-летнего периода педагогической деятельности и опубликованные в разные годы в различных изданиях.
Автор сборника с научных позиций, используя богатый методический опыт, рассматривает проблемные вопросы акустической природы домры, классификации артикуляционных обозначений, особенности звукоизвлечения и освоения домровых приёмов, организации самостоятельной работы студентов и многие другие.
Сборник научно-методических статей предназначен преподавателям детских школ искусств, колледжей искусств, студентам и преподавателям профессиональных образовательных организаций в области культуры и организаций высшего образования.

Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано: учеб. пособие / Авт.-сост. В.П. Зелёный. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 32 с.+12 с.

В сборник включены семь пьес, большая часть из которых была опубликована в 1970–80-х годах в различных пособиях. Составителем проделана кропотливая и тщательная работа по обновлению редакции партии домры: предложены варианты аппликатуры, расшифровки и прочтения мелизмов, учтены и исправлены ошибки и опечатки, допущенные в прежних изданиях.
Сборник составил и подготовил к публикации В.П. Зелёный – профессор кафедры народных инструментов Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. В течение многолетней успешной деятельности Виктор Павлович воспитал целую плеяду одарённых домристов, подготовил в печать ряд пособий как для преподавателей, так и для учащихся.
По уровню сложности пьесы могут быть рекомендованы к изучению и освоению в старших классах детских музыкальных школ, включены в учебные, концертные и конкурсные программы студентов средних и высших учебных заведений.

Восемь пьес для гитары: нотное пособие / Авт.-сост. Р.Ф. Гафуров. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 28 с.

Нотный сборник «Восемь пьес для гитары» – это результат практической работы с учащимися эстрадного отделения Норильской детской музыкальной школы. Стремление автора-составителя Р.Ф. Гафурова дополнить богатый классический репертуар пьесами эстрадно-джазового характера стало причиной появления нового пособия. Произведения, представленные в сборнике, с интересом исполняются учащимися Норильской ДМШ, а теперь они станут доступными и для их сверстников, обучающихся игре на гитаре. Сборник предназначен для учащихся детских музыкальных школ, колледжей и преподавателей.

Ансамблевое музицирование для струнно-смычковых инструментов в сопровождении фортепиано: нотное пособие / Авт.-сост. М.В. Цыбченко – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 56 с. + 28 с.

Сборник предназначен для средних и старших классов детских музыкальных школ. Автором-составителем является преподаватель Красноярской ДМШ № 3 им. Б.Г. Кривошея Марина Валерьяновна Цыбченко. Это уже вторая работа автора, первый сборник вышел в 2013 году.
М.В. Цыбченко – яркий пример преподавателя, которого волнует проблема репертуара для струнно-смычкового отделения ДМШ. Она создаёт сборник, в который включает популярные пьесы, хорошо звучащие на струнных инструментах. Здесь можно найти произведения и современных композиторов, и примеры фольклорной и старинной музыки. Произведения разной стилистической направленности позволят ученикам почувствовать различие эпох – с точки зрения интонации, гармонии и формы.
Творческая задача, которую ставит перед собой М.В. Цыбченко, – сделать обработки и аранжировки произведений доступными для исполнения учащимися детских музыкальных школ, что очень важно для развития их познавательного интереса.

Слушание музыки: Поурочное планирование по программе Н.А. Царёвой. 1 класс + PC / Сост. Н.С. Мутовина. – Красноярск: КНУЦ. – 2019, 66 с.

Методическое пособие Н.С. Мутовиной представляет собой разработку поурочных планов, подготовленных на основе программы Н.А. Царёвой. Авторские комментарии к программе довольно кратки, что создаёт определённые трудности для педагогов, начинающих её осваивать.
Преподаватель теоретических дисциплин Богучанской ДШИ Наталья Сергеевна Мутовина работает по этой программе более 10 лет и успела приобрести личный практический опыт, которым делится со своими коллегами. Она составила развёрнутые планы-конспекты уроков, которые охватывают весь материал трёхгодичного цикла обучения, с сопровождением презентаций на диске.
Представленный опыт Н.С. Мутовиной призван усилить интерес педагогов ДМШ и ДШИ к программе Н.А. Царёвой и помочь в её практическом освоении.

Слушание музыки: Поурочное планирование по программе Н.А. Царёвой. 2 класс / Сост. Н.С. Мутовина. – Красноярск: КНУЦ. – 2019, 90 с.

Слушание музыки: Поурочное планирование по программе Н.А. Царёвой. 3 класс / Сост. Н.С. Мутовина. – Красноярск: КНУЦ. – 2019, 98 с.

Сборник произведений юных композиторов Красноярского края: Материалы конкурса «Юный композитор» краевой музыкально-теоретической олимпиады 2018 года / ред. Н.А. Ластовская. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 88 с.

В городе Красноярске 10 февраля 2018 года в рамках краевой музыкально-теоретической олимпиады состоялся конкурс «Юный композитор». В конкурсе принял участие 21 учащийся детских музыкальных школ и школ искусств из городов Красноярска, Ачинска, Лесосибирска, Боготола, а также посёлка Абана и села Тасеево.

В сборник вошли произведения, демонстрирующие творческую одарённость и оригинальность мышления юных композиторов.

Музыкальный маскарад: Материалы краевой музыкально-теоретической олимпиады 2018 года + PC. Авт.-сост.: И.И. Волонт, И.А. Корнева, Е.А. Пинчук, С.В. Бакуто, Н.А. Ластовская / Ред. Н.А. Ластовская. – Красноярск: КНУЦ, 2019. – 32 с.

В сборник вошли материалы и итоги краевой музыкально-теоретической олимпиады 2018 года. Все задания олимпиады разработаны преподавателями отделения теории музыки Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича.

Сборник предназначен для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств.

В приложении представлены задания по номинациям: «Музыкальная литература», «Сольфеджио», «Эрудит» (по возрастным категориям).

Культура Красноярского края в цифрах за 2017–2018 годы: статистический справочник / министерство культуры Красноярского края. – Красноярск, 2019. – 139 с.
Составители: П.А. Бесчастнов, Г.М. Владимирова, О.П. Каева, Е.О. Макарова, О.С. Макарова, М.В. Машукова, И.В. Петрова, И.Ю. Тиганик, О.В. Тоденберг, А.Г. Шохин, Е.А. Шубина, О.А. Юрьева.

Статистический справочник «Культура Красноярского края в цифрах» является ежегодным изданием, подготовленным Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры по итогам работы краевых государственных и муниципальных учреждений культуры, а также образовательных учреждений в области культуры и искусства согласно формам федеральной и региональной статистической отчётности, которые представлены в автоматизированной информационной системе «БАРС. Web-Мониторинг культуры».
Статистические данные отчётных форм утверждены экспертами: специалистами министерства культуры Красноярского края, Красноярского краевого краеведческого музея, Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Государственного центра народного творчества Красноярского края, краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Енисей кино» и Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры.
В статистическом справочнике отражены основные показатели деятельности театрально-зрелищных учреждений, общедоступных библиотек, учреждений музейного типа, киноустановок, культурно-досуговых учреждений, зоопарков, парков культуры и отдыха, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных учреждений. Кроме того, представлены данные по кадровому составу и финансовому обеспечению отрасли.